Четверть века назад я, амбициозный молодой специалист, выпускник университета (как и сотни подобных мне), напичканный разнообразными педагогическими теориями, перешагнула порог #2школы города Алатыря. (Жила я рядом и по странной случайности училась в "городе").
Так вот случилось, что я обрела здесь, в школе, второй ДОМ. Встретила меня статная, добродушная, хотя и строгая на вид хозяйка этого ДОМА - директор Ивченкова Людмила Ивановна. Она сформировала у меня первое представление о том, каким должен быть руководитель. Вопросов ко мне было немного, были, скорее, советы: учиться у опытных, жить со всеми дружно, не жаловаться на трудности, стараться находить решения проблем самой. Все чётко и доступно, без нравоучений (во #2школе было всегда принято не делать различий между молодыми и опытными:взялся за гуж - не говори что не дюж!)
А потом произошло знакомство с коллективом, с соседями, домочадцами. Новички меня поймут: каждый испытывает трепет в присутствии людей, хорошо знающих друг друга. Хочется понравиться, но боишься быть навязчивым... Так и сидела я в сторонке в учительской, пока не вошла женщина в простом летнем платье и не сказала:"Пойдём-ка с нами обедать!" Это была Порошина Светлана Николаевна, величина для меня недосягаемая, но такая простая и душевная...За дружными коллективными обедами обсуждались не только "мировые" проблемы, но и вполне себе житейские: как правильно засолить огурцы, чтоб они не вздулись, у кого взять на будущий год семена картошки...
А ещё во 2-й я стала коллегой своих, из 8 школы, учителей:Федотовой Зинаиды Дмитриевны, Вишняковой Светланы Владимировны и моего обожаемого Дарьева Бориса Александровича, уникального физика, благодаря которому я полюбила...литературу.
В конце августа я познакомилась со своим незабываемым 5б, большим, шумным классом (учеников было 29 человек) В школе тогда продолжался эксперимент по дифференциации обучения, и мне достались так называемые "середнячки"(и как же я гордилась, когда 2 моих ученицы окончил школу с медалями). Я приняла своих пятиклашек от учителей-профессионалов: Ефимовой Нины Семёновны, Захаровой Идеи Ивановны - и очень переживала за свой авторитет. Но любовь наша, к счастью, была взаимной. Мы отдыхали на речке, производили "раскопки" в Духовой роще, ходили в поход в лагерь "Изумрудный" с родителями, устраивали посиделки в классе. По сей день мне очень приятно получать от уже взрослых своих детей добрые весточки, я каждого из моих ребят бережно храню в своём сердце.
Хоть 90-е часто справедливо называют "лихими", но школа держалась на крепких традициях, одной из которых было оказание методической помощи начинающим учителям. Недели через две после начала моей бурнойпедагогической деятельности на урок ко мне пришла Она. Элегантная, немногословная, строгая Камелова Татьяна Николаевна, наш завуч. Мне было приятно, что она меня часто хвалила. Я же намеренно приглашала её на свои уроки в "сложные" классы, чтобы я могла-таки выдать весь заготовленный конспект урока... Мы, молодёжь школы, часто посещали уроки своих наставников. В университете меня учили, что методически ошибаются даже корифеи.., но я не могла найти ни одного изъяна на занятиях Филатовой Анны ПетровныСлушала её завороженно и искренне не понимала, почему она волнуется.
Через полгода (уж не знаю, за какие заслуги) я стала заместителем директора по воспитательной работе. Это было замечательное время: с моей инициативно-творческой группой любое дело было по плечу: мы участвовали в КВН, разрабатывали сценарии ставших популярными тогда ток-шоу, открывали первую в городе школьную детскую организацию, устраивали Дни школы. Параллельно с творческой молодежью участвовали в профсоюзных смотрах, Днях здоровья. Жизнь кипела и бурлила.
После рождения сына мне было доверено курировать учебную работу в школе. Очень ценной была для меня поддержка опытных коллег: Светланы Михайловны Пименовой, Алевтины Борисовны Черновой, Маргариты Петровны Знаменской, Галины Николаевны Конаковой, Анны Михайловны Бесчастновой(до сих пор иногда перечитываю подаренную мне Порошиной С. Н. книгу В. А. Сухомлинского "Разговор с молодым директором школы", это было в 2003 году, напророчила, что называется). Учебная работа - самая сложная. Делать замечания по урокам людям с такими же, как у тебя, дипломами - задача непростая. Но в нашем коллективе обид не было, потому что трудились и трудятся здесь профессионалы. И добрые традиции, заложенные нашими флагманами, живы и сегодня.
Говорят, чтобы что-то построить, надо намечтать... Продолжаю мечтать и строить. Люблю свой уютный #2ДОМ и все, что с ним связано. Благодарю судьбу за каждый проведённый день в моей любимой #2школе