Массовым видом летнего отдыха традиционно являются
лагеря с дневным пребыванием. Кроме этого, отдохнуть и поправить здоровье можно
в загородных оздоровительных учреждениях и особенно в санаториях, в которых в
полной мере используются различные формы оздоровления.
Услуга отдыха детей в лагере регулируется в том числе,
законодательством о защите прав потребителей, а значит, родители ребенка и сам
ребенок являются потребителями соответствующих услуг: родители - как лица,
приобретающие или имеющие намерение приобрести услуги, дети - как лица,
пользующиеся услугами.
В целях эффективного обеспечения отдыха и оздоровления
детей в период летней оздоровительной кампании хозяйствующим субъектам,
оказывающим по возмездному договору с гражданами услуги в сфере детского отдыха
(туризма), необходимо уделять особое значение соблюдению законодательства
в сфере защиты прав
потребителей.
Согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон
№2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее
использования была безопасна для жизни и здоровья потребителя.
Кроме того,
действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение
соблюдать требования Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона от 24.11.1996
г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федерального Закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения», СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
Положениями ст. 4 Закона №2300-1 также закреплено, что
услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству
условиям договора (п. 1 ст. 4), обычным или конкретным (заявленным) целям ее
приобретения (п.п. 2, 3 ст. 4) должна соответствовать обязательным
требованиям.
Строгие требования к работе оздоровительных учреждений
предъявляются к системам водоснабжения и канализации, работе пищеблоков.
Контролируется качество питьевой воды, воды из водоемов в местах купания детей.
Открытие оздоровительного учреждения и заезд детей разрешается только при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В медицинских книжках
работников должны быть отметки о полном прохождении медицинского обследования, сведения
об обязательных прививках, о прохождении профессиональной гигиенической
подготовки и аттестации с допуском к работе. К работе с детьми в
оздоровительных учреждениях не допускаются лица, не привитые против дифтерии и
кори. Перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти
обследования на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных
инфекций.
В случае причинения вреда жизни или здоровью ребенка,
а также его имуществу вследствие некачественного оказания услуг, возмещение
ущерба возлагается на поставщика услуг в полном объеме (ст.14 Закона №
2300-1).
В случае оказания некачественных услуг, потребитель
вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона №2300-1):
- безвозмездного устранения недостатков оказанной
услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению
недостатков оказанной услуги своими силами или третьими
лицами.
Кроме того, потребитель вправе отказаться от
исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения
убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной
услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от
исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены
существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные
существенные отступления от условий
договора.
Если имелся факт нарушения срока оказания услуги -
срока начала и (или) окончания оказания услуги, потребитель по своему выбору
вправе (ст. 28 Закона №2300-1):
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
- отказаться от исполнения договора об оказании
услуги.
Также потребитель вправе потребовать полного
возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания
услуги.
При нарушении исполнителем услуг прав потребителя,
правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат
положения ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации и
ст. 15 Закона №2300-1.
Филиал ФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля»